Эмпирическое исследование мотивации педагогических работников

 А.А. Бирюк

Эмпирическое исследование мотивации педагогических работников общеобразовательных учебных заведений

В статье рассматриваются методики проведения эмпирического исследования мотивации педагогических работников общеобразовательных учебных заведений и предоставлен анализ и интерпретация результатов исследования. Автором определены мотивы выбора профессии педагога, направленность педагогов и факторы, которые влияют на мотивацию их труда.

Постановка проблемы

Можно поставить привлекательные и перспективные цели, разработать замечательные планы преобразования учебного заведения, установить в нем современное оборудование, но все это окажется бесполезным, если педагоги не захотят работать в полную силу. Отсюда возникает необходимость исследования факторов, влияющих на мотивацию педагогов.

Анализ последних исследований и публикаций

Сластенин В.А. проводил анализ факторов, влияющих на выбор педагогической профессии абитуриентами. В исследованиях Н.В. Кузьминой и ее школы, А.К. Марковой, С.В. Кондратьевой, В.А. Кан-Калика, Л.М. Митиной, А.А. Деркача, Ф.Н. Гоноблина, Н.Д. Левитова, А.И. Щербакова и других изучалась проблема субъектных свойств педагога, определяющих эффективность (производительность) педагогической деятельности, были раскрыты составляющие категории преподаваниея: педагогическая деятельность, мотивация педагогической деятельности, общение, личность учителя, его развитие и т. д. Специалисты в области профессиональной педагогики и психологии (С. А. Дружилов, Е. Ф. Зеер, Е. А. Климов, Ю. П. Кухарчука, В. А. Сластенин, А. М. Столяренко) исследуют социально-психологические и педагогические аспекты личностно ориентированного профессионального образовательной среды.

Нерешенные ранее части общей проблемы

Анализ последних публикаций позволяет утверждать, что несмотря на значительное количество работ как зарубежных, так и отечественных исследователей, практически нет специальных исследований, в которых бы прослеживалась взаимосвязь мотивов выбора педагогической профессии и мотивации педагогической деятельности.

 

Формулирование целей статьи

Главной целью статьи является определение мотивов выбора профессии педагога, направленности педагогов и факторов, влияющих на мотивацию их труда.

Изложение основного материала исследования

Для исследования мотивации педагогических работников, согласно логике научного поиска, осуществляется разработка методики исследования. Она представляет собой комплекс теоретических и эмпирических методов, сочетание которых дает возможность с наибольшей вероятностью исследовать такой сложный и многофункциональный объект, каким является образовательный процесс. Применение целого ряда методов позволяет всесторонне изучить исследуемую проблему, все ее аспекты и параметры.

Методы изучения педагогического опыта - это способы исследования реально складывающейся опыта организации образовательного процесса. Изучается как передовой опыт, т.е. опыт лучших учителей, так и опыт рядовых учителей. Их трудности нередко отражают реальные противоречия педагогического процесса, назревшие или назревающие проблемы. При изучении педагогического опыта применяются такие методы, как наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, изучение педагогической документации [8].

В качестве экспериментальных методов используются следующие диагностические средства: методика Е.П. Ильина «Мотивы выбора деятельности преподавателя», опросник Е.И. Рогова «Профессиональная направленность учителя», методика «Определение направленности личности педагога», опросник А. Семиченко «Структура направленности педагога», методика «Барьеры педагогической деятельности», методика К. Замфир «Структура мотивации трудовой деятельности, методика К. Замфир в модификации А.А. Реана (оценка мотивации профессионально-педагогической деятельности), методика «Изучение факторов привлекательности профессии», модифицированная А.А. Реан и Н. Кузьминой (на базе методики В.А. Дедова), методика «Выявление установок «труд-деньги »(А. Ф. Потемкина). Результаты, полученные с помощью этих методик, кроме методов описательной статистики, подвергаются корреляционному анализу. Также можно проверить на педагогах теорию двух факторов Ф. Херцберга с целью выявления мотивационных факторов и их силы.

Для того чтобы понять, какие именно мотивы побуждают сегодня педагогов к педагогической деятельности проведем исследование. Для исследования воспользуемся следующими методиками: методика «Мотивы выбора деятельности преподавателя» (Е. П. Ильин), методика «Определение направленности личности педагога», методика «Барьеры педагогической деятельности», методика «Выявление установок« труд-деньги »(А. Ф. Потемкина) и опроснику «Профессиональная направленность учителя» (Е. И. Рогов).

В выборку исследования вошли 150 педагогов общеобразовательных учебных заведений, а именно: 50 педагогов в возрастной категории 25 - 35 лет, 50 педагогов в возрастной категории 35-40 лет и 50 педагогов в возрастной категории 40-50 лет. Как видим, возрастной диапазон педагогов достаточно широк, поэтому результаты исследования будут более достоверными. Педагогический стаж составляет: в 42 человек - от 2 до 10 лет, в 52 человек - от 10 до 20 лет, в 38 - от 20 до 25 лет, в 18 - более 25 лет.

Методика Е.П. Ильина «Мотивы выбора деятельности преподавателя»

Предназначена для анализа преподавателем мотивационной структуры своей педагогической деятельности, для выявления наиболее значимых причин, обусловивших выбор профессии преподавателя.

В ходе опроса педагогам необходимо было оценить предложенные в списке мотивы их педагогической деятельности по 10-ти балльной шкале.

Список мотивов

1.Свидомисть полезности своей деятельности, важность обучения и воспитания молодежи.

2. Интерес к педагогической деятельности.

3. Стремление к общению с молодежью, быть всегда с молодежью.

4. Желание передать свои знания, опыт, накопленные во время производственной или научной деятельности.

5. Стремление к самоутверждению, к повышению своего статуса, престижа.

6. Стремление к самовыражению, к творческой работе.

7. Желание находиться в среде интеллектуалов, образованных людей.

8. Возможность заниматься научной работой, получить ученую степень, звание.

9. Возможность удовлетворить свое стремление к власти.

10. Вынудили обстоятельства.

11. Наличие длительного отпуска.

12. Не надо находиться на работе от звонка до звонка.

[7, С. 373]

Полученные результаты занесем в таблицу 1.1.

Таблица 1.1.

№ мотива в списке

Количество педагогов, которые оценили мотивы данным баллами

Сумма баллов

2 б

3 б

4 б

5 б

6 б

10б

1

1

1

7

7

13

15

63

15

12

16

886

2

3

5

11

9

10

11

61

12

10

18

1001

3

9

7

10

11

19

48

25

6

5

10

825

4

2

8

16

22

10

24

64

7

8

9

1014

5

10

27

36

57

15

2

2

1

-

-

509

6

2

6

12

15

31

61

11

4

5

3

815

7

25

34

72

12

5

2

-

-

-

-

394

8

26

34

71

10

3

2

2

2

-

-

404

9

2

9

10

24

37

52

7

7

5

4

833

10

12

10

8

6

15

15

20

10

12

40

973

11

68

54

28

-

-

-

-

-

-

-

260

12

14

18

32

63

9

7

4

1

-

-

521

 

По степени значимости каждого мотива, выраженной в баллах, делается суждение о том, насколько выражено у педагога педагогическое призвание (по 1-4, 6) и насколько у него выражены сопутствующие и второстепенные интересы (по 5, 7-12).

Если рассматривать мотивы выбора деятельности педагога, то можно сделать вывод, что интерес к педагогической деятельности, сознание полезности своей деятельности, важность обучения и воспитания молодежи, желание передать свои знания, опыт, накопленные во время производственной или научной деятельности занимают весомые места в сознании педагогов. Но нельзя пройти тот факт, что многие педагоги, в частности молодые, работают потому, что их заставили обстоятельства. На сегодня это большая проблема –  молодежь не хочет работать в школе из-за низкой заработной платы и потому, что профессия педагог – сейчас не престижна. Но когда нет другого выбора, они все же идут в школу и стесняясь говорят: «Если бы не обстоятельства, я бы никогда не работала в школе учителем!». Поэтому и не удивительно, что такие второстепенные интересы как стремление к самоутверждению, к повышению своего статуса, престижа, желание находиться в среде интеллектуалов, образованных людей, наличие длительного отпуска, не надо находиться на работе от звонка до звонка почти никак не повлияли на выбор педагогической деятельности. Из второстепенных интересов по количеству набранных баллов необходимо выделить стремление к власти (мотив власти).

Итак, можно сделать вывод, что государственным органам власти необходимо повышать статус учителей, во-первых, из-за повышения заработных плат, во-вторых, через воспитание у людей нового взгляда на профессию учителя, более уважительного и достойного. Ибо от того, какие мотивы способствовали выбору деятельности педагога, зависит и направленность педагога, и его последующее отношение к выполнению своей работы.

С помощью методики «Барьеры педагогической деятельности» определяются причины, препятствующие педагогу осуществлять свои замыслы. Для расширения представлений психологические барьеры, с которыми сталкиваются учителя, можно применить следующие анкеты.

Анкета «Факторы, способствующие / препятствующие обучению, развитию, саморазвитию учителей в школе».

Педагогам необходимо оценить по пятибалльной системе факторы, стимулирующие и препятствующие их обучению и развитию: 5 - препятствуют (или стимулируют), 4 - скорее да, чем нет, 3 - и да, и нет, 2 - скорее нет, 1 - нет.

Препятствующие факторы:

1. Собственная инерция.

 2. Разочарование в результате неудач, которые были раньше.

3. Отсутствие поддержки и помощи в этом вопросе со стороны руководителей.

4. Враждебность окружающих (зависть, ревность), плохо воспринимают в вас перемены и стремление к новому.

5. Неадекватная обратная связь с членами коллективов и руководителями, т.е. отсутствие объективной информации о себе.

6. Состояние здоровья.

7. Нехватка времени.

8. Ограниченные ресурсы, сжатия жизненные обстоятельства 

[7, С. 387-388].

Полученные результаты занесем в таблицу 1.2.

Таблица 1.2.

№ фактора

Количество педагогов, которые оценили факторы данным баллами

5 баллов

4 балла

3 балла

2 балла

1 балл

1

1

2

70

57

20

2

19

40

15

65

11

3

81

34

17

11

7

4

54

37

21

30

8

5

7

5

4

98

36

6

42

38

10

43

27

7

78

55

5

7

8

8

58

36

29

13

14

 

Стимулирующие факторы:

1. Школьная методическая работа.

2. Обучение на курсах.

3. Пример и влияние коллег.

4. Пример и влияние руководителей.

5. Организация труда в школе.

6. Внимание к этой проблеме руководителей.

7. Доверие.

8. Новизна деятельности, условия работы и возможность экспериментирования.

9. Занятия самообразованием.

10. Интерес к работе.

11. Возрастающая ответственность.

12. Возможность получения признания в коллективе 

[7, С. 388].

Полученные результаты занесем в таблицу 1.3.

 Таблица 1.3

№ фактора

Количество педагогов, которые оценили факторы данным баллами

5 баллов

4 балла

3 балла

2 балла

1 балл

1

4

18

28

68

32

2

43

73

25

15

4

3

51

59

21

10

9

4

46

84

12

8

-

5

92

50

4

4

-

6

87

33

9

19

2

7

9

12

45

60

24

8

34

56

10

23

27

9

15

19

21

65

30

10

79

56

10

5

1

11

67

32

21

15

15

12

65

49

21

12

3

 

При обработке результатов выделяют три категории учителей по признакам: «активное саморазвитие», «несостоявшееся саморазвитие, зависящее от условий» и «остановленное саморазвитие».

Анализируя факторы, которые препятствуют обучению и развитию педагогов, можно представить их в такой последовательности: весомым препятствующим фактором является отсутствие поддержки и помощи в этом вопросе со стороны руководителей. Не менее весомым фактором, на который ссылаются педагоги, является нехватка времени и ограниченные ресурсы, стесненные жизненные обстоятельства. Также высокий средний балл набрал такой препятствующий фактор, как враждебность окружающих (зависть, ревность), плохо воспринимают в вас перемены и стремление к новому. Из таких результатов можно сделать вывод, что руководителям общеобразовательных учебных заведений необходимо уделять больше внимания обучению и развитию педагогов, способствовать активному саморазвитию педагогов путем обеспечения педагогов необходимыми ресурсами, а также способствовать принятию участия педагогами в различных городских, областных, районных конкурсах для педагогов, где бы они могли демонстрировать свои знания. Если руководитель будет поддерживать и помогать, в коллективе будет создаваться благоприятная атмосфера для изменений и для нового; не будет зависти и ревности. И вообще, если коллектив будет работать в постоянном поиске, обеспечивая создание и использование инноваций в учебно-воспитательном процессе и в управлении, школа будет развиваться. Само содержание поисковой деятельности должно быть актуальным как для каждого учителя, так и коллектива в целом. Именно поисковый характер деятельности учителя формирует у него потребность в самообразовании, стремление к контактам с коллегами, изучение передового опыта, обеспечивает реальную возможность реализовать себя как профессионала и личность.

Сейчас нередко обучение и развитие учащихся в школах ведется по нетрадиционным дидактическим системам. Это требует от учителя определенной перестройки. В зависимости от дидактической системы отличается отношение учителя к различным субъектам образовательного процесса: ученикам, к взаимодействию с их родителями, меняются взаимоотношения учителя с администрацией, с педагогической общественностью, отличается, наконец, отношение учителя к основаниям своей деятельности. Важным становится вопрос, как учитель осознает основу своей работы в конкретной, новой для него, дидактической системе. Актуальным является развитие личностных и профессионально значимых качеств учителей, отвечающих требованиям конкретной дидактической системы.

Особую значимость приобретает проблема мотивационной готовности, что является одной из центральных в подготовке учителя, так как только адекватная целям профессиональной педагогической деятельности мотивация обеспечит гармоничное осуществление этой деятельности и самораскрытие педагога.

Анализируя факторы, способствующие обучению и развитию педагогов, необходимо отметить, что организация труда в школе стоит на первом месте. Далее следуют такие факторы как интерес к работе, внимание к этой проблеме руководителей, возможность получения признания в коллективе, пример и влияние коллег. Анализируя препятствующие и стимулирующие факторы, можно сделать единственный вывод о том, саморазвитие педагогов в первую очередь зависит от действий руководителя, от его организации работы в школе, от его вмешательства в обучение педагогов, от его заинтересованности в этом, а также от того насколько он может создать благоприятную атмосферу в коллективе. Можно также сказать, что внутреннюю потребность в изменениях в педагогов могут подавлять неблагоприятные внешние условия.

Выводы

Влияние мотивации на поведение педагогов зависит от множества факторов, он очень индивидуален и может меняться под воздействием мотивов и обратной связи с деятельностью человека. Как личность, мотивационный процесс несет личностный характер, и то, что одного может разбудить к труду, второго оставит совершенно равнодушным к ее выполнению. Поэтому для общего повышения мотивации педагогической деятельности, необходимо создавать мотивационные мероприятия на основе полученных данных, но пребывает неизбежным личностный подход.

Литература

1. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. Давыдовой В.В. - М., 1991. 567 с.

2. Ильясов И.И. Структура процесса учения. - М., 1986. 434 с.

3. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высш. шк., 1990.

4. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Междунар. Гуманит. фонд Знание, 1996.

5. Маркова А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993.

6. Немчин Т.А. Состояния нервно-психического напряжения. - Л., 1983. 276с.

7. Семиченко В.А. Проблемы мотивации поведения и деятельности человека. - М.: Миллениум, 2004. - 521 с.

8. Сластенин В.А. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. - М.: Школа-Пресс, 1997. - 512 с